Опыт совершенствования профессиональной подготовки специалистов по организации строительства в Донском государственном техническом университете
https://doi.org/10.23947/2949-1835-2023-2-3-57-65
Аннотация
Введение. Профессиональные требования к специалистам по организации строительства (мастерам и прорабам) из года в год повышаются по мере появления новых строительных технологий, материалов, машин и оборудования. С введением в действие в нашей стране новых профессиональных стандартов у таких специалистов возникла потребность в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения трудовых функций и действий, соответствующих уровню их квалификации. Поэтому поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов по организации строительства стал целью выполненного авторами исследования.
Материалы и методы. Для достижения указанной цели авторами разработан комплекс дополнительных мероприятий по подготовке специалистов по организации строительства. Он основан на совершенствовании компетенций, необходимых для их профессиональной деятельности. Комплекс мероприятий включает в себя начальный, промежуточный и завершающий этапы подготовки специалистов. Первый этап реализуется на первых трех курсах бакалавриата и специалитета по направлению «Строительство», а остальные два этапа — на старших курсах университета или после его окончания.
Результаты исследования. В статье представлен опыт работы по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов по организации строительства в Донском государственном техническом университете. Содержится информация о применении в учебном процессе фото- и видеотестов, компьютерных симуляторов строительных машин, деловых игр, в том числе по монтажу строительных конструкций вне зоны видимости для крановщика, темников узких (проблемных) мест строительного производства, словаря строительного сленга, а также об организации работы научного студенческого кружка «Студенческий строительный контроль». Обсуждение и заключение. Накопленный авторами опыт совершенствования профессиональной подготовки специалистов по организации строительства успешно применяется в Управлении дополнительного образования и на кафедре «Технология строительного производства» Донского государственного технического университета. Он может быть рекомендован для использования и в других университетах, осуществляющих обучение студентов по направлению «Строительство».
Ключевые слова
Об авторах
А. Л. ЖолобовРоссия
Жолобов Александр Леонидович, доцент кафедры «Технология строительного производства», кандидат технических наук, доцент
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Е. А. Жолобова
Россия
Жолобова Елена Александровна, доцент кафедры «Технология строительного производства», кандидат технических наук
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Богданов В.Ф., Алексеева Г.Н., Петрова И.В. Особенности нового профессионального стандарта «Специалист по организации строительства». В: Материалы VI Междунар. (XII Всероссийской) конф. «Строительство и застройка: жизненный цикл — 2022». Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда»; 2022. С. 369–375.
2. Одарич И.Н. Уровни квалификации в профессиональных стандартах строительной области. Балтийский гуманитарный журнал. 2017;6(3(20)):240–243. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-kvalifikatsii-v-profes-sionalnyh-standartah-stroitelnoy-oblasti/viewer (дата обращения: 06.09.2023).
3. Одарич И.Н. Анализ требований профессионального стандарта к специалисту по организации строительства. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022;11(4(41)):24–26. URL: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2022-4.pdf (дата обращения: 02.09.2023).
4. Одарич И.Н., Коростелев А.А. Проведение независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена. Балтийский гуманитарный журнал. 2017;6(4(21)):355–358. URL: https://landrailbgz.ru/wp-content/uploads/2023/04/BGZ-2017-4.pdf (дата обращения: 03.09.2023).
5. Жолобов А.Л., Жолобова Е.А. Особенности профессиональной подготовки прорабов в университете. В: Материалы Всероссийской (национальной) науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы науки и техники. Ростов-на-Дону: ДГТУ; 2022. С. 806–807.
6. Тятых С.А., Тятых Т.Н., Клепикова М.В. Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования. В: Сб. науч. тр. по материалам XXXVII Междунар. науч.-практ. конф. Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования. Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО; 2023. С. 42–49.
7. Крылова М.Н. Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций. Перспективы науки и образования. 2014;1:107–111. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/02/pdf_140118.pdf (дата обращения: 03.09.2023).
8. Фомин Н.И., Лысова Ю.Д. Разработка и защита технических решений в строительстве. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 2020. 156 с.
9. Малая Н.В., Жолобова Е.А. Перспективы применения компьютерных симуляторов на практических занятиях по дисциплине «Технологические процессы в строительстве». В: Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 96–99. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/11840/discussion_platform (дата обращения: 07.09.2023).
10. Асратян Н.М. Компьютерные тренажеры (симуляторы): принципы работы и использования в промышленности и образовании. Вестник НГПУ. 2022;3(38):31–33. URL: https://goo.su/Pw3RP5 (дата обращения: 05.09.2023).
11. Дозорцев В.М. Будущее компьютерного тренинга: от формирования отдельных навыков к управлению компетенциями операторов. Автоматизация в промышленности. 2022(9):3–9. https://doi.org/10.25728/avtprom.2022.09.01
12. Мокрецова Л.О., Маняхин Ф.И. Компьютерные тренажеры как универсальное средство получения практических навыков инженерной подготовки. Современное образование: содержание, технологии, качество. 2022;1:62–64.
13. Литвинов В.А. Компьютерные тренажеры как средство эффективного формирования компетенций обучающихся. Вестник БЮИ. 2020;1(38):210–212.
14. Ляшенко Ю.М., Ляшенко А.Ю., Ревякина Е.А. Применение компьютерных тренажеров в образовательном процессе машинистов одноковшовых экскаваторов как инструмент повышения уровня показателей функционального статуса. В: Материалы V национальной науч.-практ. конф. «Современные прикладные исследования». Новочеркасск: ЮРГТУ; 2021. С. 236–242.
15. Жолобов А.Л., Жолобова Е.А. Перспективы развития кафедр строительного производства в политехнических университетах. В: Новая наука: Стратегии и векторы развития: сб. трудов междунар. науч.-практ. конф. Челябинск; 2016(1-2). С. 131–133.
16. Хвостов В.А. Повышение эффективности дополнительного образования на основе компьютерных тренажеров. В: Сборник научных трудов «Учебный процесс в техническом вузе». Брянск; 2020. C. 223–228.
17. Жолобов А.Л., Мамонова О.А. Разработка фототестов для проверки соответствия уровня квалификации рабочих-строителей профессиональным стандартам. В: Материалы Всероссийской (национальной) науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы науки и техники». Ростов-на-Дону: ДГТУ; 2022. С. 807–808.
18. Соколова Л.В., Молчанова А.В. Тестирование как эффективный метод оценивания качества учебных достижений студентов. Развитие образования. 2021;4(4):27–33. https://doi.org/10.31483/r-100655
19. Соловьёв В.П., Перескокова Т.А. Педагогические аспекты оценивания знаний и умений студентов в техническом вузе. Образовательные технологии. 2020(1):125–136. URL: https://www.iedtech.ru/journal/2020/1/assessment-of-students-knowledge/ (дата обращения: 07.09.2023).
20. Соколовский С.С., Спесивцева Ю.Б. Методика повышения эффективности оценивания знаний студентов. Профессиональное образование. 2022;1(47):55–59.
Рецензия
Для цитирования:
Жолобов А.Л., Жолобова Е.А. Опыт совершенствования профессиональной подготовки специалистов по организации строительства в Донском государственном техническом университете. Современные тенденции в строительстве, градостроительстве и планировке территорий. 2023;2(3):57-65. https://doi.org/10.23947/2949-1835-2023-2-3-57-65
For citation:
Zholobov A.L., Zholobova E.A. Don State Technical University Experience of Enhancing Vocational Training of the Specialists in Organisation of Construction. Modern Trends in Construction, Urban and Territorial Planning. 2023;2(3):57-65. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2949-1835-2023-2-3-57-65